История Архангельского техникума водных магистралей имени Героя Советского Союза
Сергея Николаевича Орешкова
Дата рождения 6 ноября 1922 года. Время становления молодой советской республики, успевшей пережить грозовые годы интервенции и гражданской войны. В то же время это был знаменательный год создания Союза Советских Социалистических республик. Вполне закономерно, что именно тогда стали прорастать первые всходы системной подготовки квалифицированных рабочих кадров. В решениях XII съезда партии подчеркивалось: «Первостепенное значение не только для РКСМ, но и для всей партии и Советской власти при настоящих перспективах развития промышленности, приобретает всемерное развитие и укрепление школ фабрично заводского ученичества».
Ровесница Советского многонационального государства, школа морского заводского ученичества (АШМЗУ) была открыта при судоремонтном предприятии «Красная кузница». 4 января 1923 года корреспондент газеты «Волна» писал, что в школу приняты исключительно дети рабочих в возрасте от 14 до 16 лет после окончания общеобразовательной школы первой ступени.
Отрывки из воспоминаний Вячеслава Михайловича Елисеева, свидетеля тех далеких событий. Он был в числе 23 счастливчиков, принятых тогда в школу. Трудовой стаж Вячеслава Михайловича составляет в общей сложности 60 лет. В 13 лет учеником токаря пришел он на завод, на котором трудился его отец. После окончания АШМЗУ стал машинистом крана. Затем два года плавал на судах «Купала» и «Таймыр» кочегаром, машинистом, механиком. В 1930 году вернулся в АШМЗУ инструктором по токарному делу. За два года обучил этой специальности несколько десятков молодых рабочих. Потом возвратился мастером на завод, где и проработал до выхода на пенсию.
«Желающих учиться было гораздо больше. Отбор осуществляется в порядке сдачи вступительных экзаменов по русскому языку, математике и географии. При этом правом первоочередного зачисления пользовались дети непосредственно из семей заводчан. Запомнился организованный по этому случаю банкет: чай с сухарями и прочими неслыханными по тому голодному времени яствами, приготовленными для нас учителями. Для занятий каждому выдавали по лимиту: карандаш, два пера и ручку сроком на месяц. Писали на обычной грубой бумаге, которую тоже распределяли по установленным нормам. Мастерские находились в тесном деревянном сарае и располагали тогда двумя токарными, строгальными и сверлильными станками. Небольшое помещение отапливалось с двух сторон камельками.
По соседству с мастерскими — маленькая кузница на 4 горна. На практических занятиях мы ковали и обрабатывали молотки, плоскогубцы, угольники.
Получив, достаточный навык, в качестве контрольных работ изготовляли уже более сложные и точные, требующие повышенной квалификации, лекала. На старших курсах проходили практику в цехах завода: литейном, модельном, кузнечном, котельном и деревообделочном. Начиная, с третьего курса, получали доступ к ремонту судов. В перерывах между теоретическим и производственным обучением с 12 до 16 часов занимались в технологическом кружке. В конце учебы нас осталось 15 мальчишек. Все они стали отличными специалистами.
В памяти первых выпускников сохранились первые работники школы: ее первый директор Александр Вавилович Григорьев, ее первый заведующий Николай Кононович Виноградов, преподаватель русского языка и литературы Константин Михайлович Бурсин, мастер производственного обучения Алексей Кондратьевич Попов и преподаватель математики Евгений Павлович Голенищев, руководил школой с 1927 по 1930 годы.
С 1930 года в школе начали обучать будущих токарей, слесарей, судокорпусников (котельщиков), механизаторов порта и мотористов.
В Соломбале, в корабельной стороне, прошли детство и юность известного писателя Евгения Степановичи Коковина.
«Мой отец тоже был портовиком, — читаем мы в одном из ранних рассказов «Корабли моего детства», — Он служил в Дирекции маяков и лоций Белого моря. К старости, лишившись ноги, он ковылял на деревяшке и громко именовался смотрителем створных знаков в морской слободе Соломбале и на судоходном рукаве Северной Двины — Маймаксе, а проще был фонарщиком.
Отец гордился личным знакомством с Георгием Яковлевичем Седовым. Перед походом Седова к полюсу отец чинил на «Святом Фоке» паруса и ремонтировал шлюпки, и однажды, на досуге смастерил мне расчудесную полуаршинную поморскую шхуну. Это был мой первый корабль. Я совершал длительные рейсы в бассейне узенькой речки Соломбалки, вгустую забитой лодками, шлюпками и карбасами. У соломбальских ребятишек шхуна вызывала восхищение и зависть».
Доподлинно известно, что в 1929 году Е.С. Коковин, тогда ученик морской школы, написал для школьного рукописного литературного журнала «Эхо» небольшой рассказ о мальчугане — соломбальце, который покинул тайком родительский дом и поступил на пароход дальнего плавания. Рассказ понравился и товарищам Евгения Степановича, преподавателям школы. Они посоветовали юноше отнести рассказ в редакцию местной газеты. На литературном собрании по обсуждению произведения присутствовал Аркадий Петрович Гайдар, работавший в то время в областной газете «Правда Севера». Это была первая встреча Коковина с Гайдаром. Именно по совету последнего появилась в последствии широко известная романтическая повесть «Детство в Соломбале», вторая часть которой получила название «Морская школа». Содержание ее как нельзя лучше свидетельствует о необычайной престижности и высокой популярности нашего учебного заведения среди местной молодежи уже в те годы.
«АШМЗУ явилась для меня и моих сверстников зарядкой на всю жизнь, прочной базой для всей последующей работы, — пишет в письме выпускник 1930 года М. П. Флейшман. — Потом я окончил в Ленинграде институт инженеров водного транспорта и академию морского флота, но школу всегда вспоминал добрым словом. Она научила нас держать в руках ручник, зубило, напильник, что очень необходимо не только машинисту, но и старшему механику, которым я стал в 1946 году».
Ветеран войны, участник партизанского движения, коммунист Михаил Петрович Флейшман, большую часть своей жизни прожил в Ленинграде, снискал всеобщее уважение и почет у сотрудников Балтийского пароходства. Его отец с детских лет трудился слесарем на «Красной Кузнице» и сумел передать любовь к рабочим профессиям своим сыновьям. Вместе с Михаилом Петровичем АШМЗУ закончил и его старший брат Сергей, а несколько лет спустя младший брат Дмитрий, оба они погибли во время Великой Отечественной Войны.
Потомственным корабелам хорошо известна династия Сидоровских, накрепко связавших свою жизнь с «Красной Кузницей». Замечательным тружениками были братья Борис, Петр, Евгений, прошедшие отличную пролетарскую выучку. Младший Евгений в 1930 году окончил АШМЗУ.
В 1932 году школа получила новую прописку. В тот же период резко возрастает контингент учащихся / до 800 человек/, расширяется профиль подготовки рабочих кадров. Вводятся учебные группы токарей, слесарей, котельщиков / современных судокорпусников/, механизаторов порта, мотористов. «За 2,5 года учебы в АШМЗУ мы хорошо изучили судоремонт, токарное и слесарное дело, сварку, знание которых очень пригодились в последующей работе на морских судах», — вспоминает Глеб Николаевич Новгородцев, с отличием закончивший школу в числе первого выпуска мотористов в 1932 году. Он был организатором и капитаном созданной тогда футбольной и хоккейной команды, успешно выступавшей в первенстве Соломбальского района.
Среди почетных выпускников 1933 года: Сергей Николаевич Орешков — Герой Советского Союза, Владимир Александрович Полянский, Виктор Константинович Фролов, Павел Петрович Царев, Никита Михеевич Попов; 1934 года: Георгий Иванович Табанин, Павел Степанович Носницын, Александр Иванович Павловский, Петр Михайлович Грязнухин; 1936 года: Петр Александрович Корытов
Николай Шарыпов – Герой Советского Союза, участник знаменитого дрейфа «Седова».
Славные строки вписаны в историю выпускником 1936 года ветераном пароходства Федор Васильевич Брилиным, участником легендарного рейса парохода «Смидович» в Испанию в 1937 году. Отвагой и храбростью отмечена служба моряка на пароходе «Енисей» во время войны. Через восемь лет после ее окончания уже за мирный труд Федор Васильевич награждается орденом Ленина.
В 1937 году закончили курс обучения слесарному делу ветераны войны и труда Андрей Иванович Левачев и Алексей Егорович Рудаков, также имеющие на своем счету много заслуженных наград. Выпущен в 1938 году крановщиком портальных кранов Леонид Васильевич Скрипов, в 1939 году кузнецом Виктор Иванович Попов. Которые были участниками северных конвоев и имели на своем счету много правительственных наград.
«Зима 1939 — 1940 гг. была очень холодной, — вспоминал бывший учащийся группы слесарей-трубопроводчиков, окончивший школу с отличием в 1940 году, Павел Михайлович Чурносов, а мы упорно учились профессии и одновременно занимались военной подготовкой вечерами и в выходные дни». Воевал Павел Михайлович также «отлично». В июле 1944 года участвовал в окружении и уничтожении большой группировки противника на р. Березина в Белоруссии. В критический момент боя, когда в живых не осталось ни одного офицера, принял командование ротой на себя. Награжден орденом «Красной Звезды».
Время неумолимо. Редеют ряды наших выпускников — ветеранов. С каждым годом их становится все меньше и меньше, а мы все острее ощущаем необходимость в них, живых, все бережнее относимся к ним, как к живым свидетелям и творцам нашей истории.
2 октября 1940 года — знаменательная дата в дальнейшей истории развития профессионально-технического обучения. По решению советского правительства создается государственная система профтехобразования. Главному управлению трудовых резервов предписывается организация развернутой сети ремесленных училищ с двухгодичным сроком обучения и установление контроля за учебным процессом в них.
Так Архангельская школа морского заводского ученичества (АШМЗУ) была реорганизована в ремесленное училище (РУ) № 2. По-прежнему в нем проводилась подготовка специалистов для судоремонтного завода «Красная Кузница» и Северного морского пароходства: токарей-универсалов, кузнецов, формовщиков-литейщиков, электромонтеров, слесарей-инструментальщиков, котельщиков, модельщиков, судовых машинистов и мотористов. В отличие от школ ФЗУ, где большая часть программного времени отводилась изучению теоретического материала, в основу вновь созданных училищ было положено изучение профессий в неразрывной связи с общественно-полезным трудом. Значительно увеличилось количество часов для занятий производственной деятельностью. Учебные программы и планы строились таким образом, чтобы уже к концу первого года обучения учащиеся получали квалификацию 3-го разряда.
Первый после реорганизации выпуск пришелся на самую тяжелую пору Великой Отечественной войны.
3 июня 1942 года в составе новобранцев прямо с училищной скамьи ушел на фронт токарь Василий Никифорович Кривополенов: воевал в составе 214 воздушно-десантной бригады. Награжден орденами Славы и «Красной Звезды», медалью «За отвагу». Инвалидом 2-ой группы комиссован в тыл. На праздничном вечере по случаю 65-летия училища ветеран присутствовал в качестве почетного гостя.
Из того же «огненного» выпуска и Анатолий Васильевич Кузнецов.
Он всю жизнь храбро сражался в составе артиллерийского полка. Был ранен под Киевом, а после лечения продолжил освободительный путь от Эстонии до Берлина, оставив на колонне поверженного Рейхстага памятную надпись: «Мы из Соломбалы». Демобилизовавшись, вернулся в родное училище, где проработал около 25 лет. Свою трудовую биографию начал мастером производственного обучения и окончил директором (1963 — 1969гг. и 1980 -1983гг.).
Федор Ильич Пономарев в 42-м, после окончания училища, судовым машинистом участвует в проводке грузовых караванов, связывающих Архангельск с западными союзниками. Затем воевал на 3-ем Белорусском фронте. Награжден орденом «Красное Звезды» и медалью «За отвагу». После ранения комиссован в тыл и посвятил себя воспитанию рабочего класса в системе профтехобразования.
Приведенные примеры характерны для многих выпускников того времени. Только в перевозке военных грузов и конвоировании транспортников участвовало более сотни бывших учащихся.
Ну а те, кто оставался дома, не покладая рук работали над выполнением оборонных заказов: строили санные волокуши, аэросани, изготовляли пулеметные станки, мины. Коллективом и учащимися было собрано 28967 рублей на постройку танковой колонны «Архангельский колхозник» и 6 тысяч рублей на эскадрилью самолетов «Комсомол Архангельска».
В военное время свыше шестисот учащихся Соломбальского РУ №2 работало над выполнением военных заказов на заводе «Красная Кузница», на Соломбальском машиностроительном заводе и в своих учебных мастерских. На военном производстве выделялась группа Григория Федоровича Уемлянина, которая за две недели выполнила оборонный заказ на «Красной Кузнице», а в декабре 1942 года выполнила производственный план на 250%. Работу высшего класса сложности на капитальном ремонте корпуса выпарной станции Соломбальского сульфатно-целлюлозного завода выполнила группа Виталия Макаровича Елисеева.
Более трехсот учащихся ремесленного училища №2, будущих судовых машинистов СМП и Архморпути принимало участие в арктических рейсах и специальных перевозках из-за рубежа.
По свидетельству очевидцев, учащиеся вместе с мастерами производственного обучения Михаилом Васильевичем Бычихиным, Михаилом Александровичем Ивашевым и другими участвовали в ремонте 23 морских судов. Судосборщики и электрогазосварщики под руководством мастеров производственного обучения С.Д. Головина и А.А. Жданова работали на строительстве металлических морских барж. Группа мастеров производственного обучения Геннадия Федоровича Уемлянина изготовляла аэросани для Карельского фронта. Учащиеся Григорий Михайлов, Александр Иванов, Андрей Ипатов, Василий Колпаков и их ровесники не только выполняли, но нередко и вдвое перевыполняли производственные нормативы. Особое мастерство и трудовой патриотизм были проявлены учащимися при ремонте броненосца «Карл Либкнехт». Юные токари с мастерами производственного обучения Александрой Ивановной Клюевой и Леонидом Васильевичем Кочубеевым в две смены обслуживали минный поток. И здесь отличились наши воспитанники Александр Шаров, Николай Кудряшов и другие.
Любопытной представляется заметка «Передовая группа», написанная инструктором обкома ВЛКСМ
Т. Толчановой и опубликованная в областной газете «Правда Севера» 3 июля 1942 года:
«В ремесленном училище №2 состоялась очередная проверка выполнения социалистических обязательств. Впереди идет группа, где мастером т. Кочубеев. Несколько дней назад молодежь, изучив теорию, стала к станкам. Мастерская и станки были в запущенном состоянии. Учащиеся своими силами исправили все неполадки. Заказ, выполненный учащимися, имеет важное значение. Вот почему они работают с особым прилежанием, борясь за высокие темпы и отличное качество продукции. Сергеева соревнуется с Долгановой. Обе девушки дают по две нормы. Кипреева, Дудоладов, Ершов нормы выполняют на 150- 200 процентов.
Половина учащихся группы — отличники. Впереди других идет группа по военной подготовке».
В 1942 году в адрес училища поступила правительственная телеграмма за подписью И.В. Сталина со словами благодарности за участие в сборе теплых вещей для фронта. О нелегкой доле, выпавшей на молодые неокрепшие плечи, вспоминали на своей встрече в ноябре 1987 года выпускники тех лет Виктор Борисович Шестаков, Эмилия Германовна Теплова, Татьяна Васильевна Федулова, Татьяна Васильевна Тархова, Татьяна Борисовна Игнатенко и Тимофей Андреевич Шананин.
Участники северных конвоев называли «Холодными коридорами ада» кратчайший северный маршрут в СССР поставок союзников. Сыплющиеся из облаков бомбы и пузырьковый след торпеды из морской пучины были лишь внешними атрибутами войны на море. Ужаснее были постоянная близость и ожидание крадущейся смерти. Смертью грозил даже спасительный от атак шторм. Не раз ураганные ветры и волны Атлантики скручивали, как фольгу, палубу и надстройки. А корпус кораблей разламывал на части. И не дай Бог, было оказаться в воде, температура которой едва колебалась возле точки замерзания. Десять минут пребывания в ней не оставляли никакой надежды на спасение. Постоянное напряжение истощало, доводило до исступления, порой лишало рассудка. «А что может быть страшнее для человека?» Многие выпускники АТВМ были участниками Северных конвоев, героической страницы в истории нашей страны.
Среди них Полянский Владимир Александрович, который 1933 году закончил наше училище по специальностям машинист, слесарь-судоремонтник, кузнец, судосборщик, токарь.
Александров Александр Александрович после окончания нашего училища закончил Архангельский морской техникум и в годы войны работал на заводе «Красная Кузница» начальником корпусно-котельного цеха. Завод всю войну находился на военном положении, все работники считались военнослужащими. Завод выпускал снаряды, аэросани, мины, морские пушки. Одной из главных задач завода был ремонт судов, поврежденных при проводке в конвоях. Ремонтировали двигатели, корпуса судов. Завод «Красная Кузница» ухитрялся неоднократно ремонтировать суда типа «Liberti», которые считались одноразовыми. После ремонта эти суда снова и снова уходили в море.
Новгородцев Глеб Николаевич
Анатолий Васильевич Сидоровский
За годы войны училищем подготовлено 1200 специалистов для «Красной Кузницы» и пароходства. Изготовлено в учебных мастерских руками учащихся продукции в общей сложности на 420 тысяч рублей. 600 учащихся приняли непосредственное участие в боевых операциях.
В самую лихую и горячую пору, в 1943-м, директором училища назначается Петр Иванович Ефремов. С приходом этого, молодого в то время, инициативного руководителя много изменилось. При нем училище выдвигается на первый план, завоевывая призовые места во Всесоюзном социалистическом соревновании. Об этом рассказывала и публикация в газете «Красная Кузница» от 17 мая 1946 года:
«Ремесленное училище №2 — передовое в Союзе. Включаясь во Всесоюзное соревнование, коллектив учащихся и сотрудников РУ-2 решил добиться первенства в соревновании и выйти в число передовых училищ.
Прошел первый квартал 1946 года, и результаты работы налицо. При подведении итогов социалистического соревнования коллегия Главного Управления государственных резервов и ЦК ВКЛСМ присудили коллективу РУ-2 третью премию Союза ремесленных училищ и школ ФЗО. Этого почетного места нам удалось добиться путем повседневной, кропотливой и настойчивой работы всего коллектива училища. Победителями в социалистическом соревновании между учебными группами вышла 1-ая машинная группа во главе мастера тов. Ивашева, старосты Гусева и комсорга тов. Глуцева. Хороших результатов в учебе добилась 2-ая машинная группа — мастер тов. Бычихин М.В., староста тов. Сухоруков и комсорг тов. Ленин. Вместе с этим мы имеем ряд отличников учебы — Гусев. А. Сухоруков, Фролов, В. Полудницина, Е. Витушкина, М. Иванова, Сухнев, И. Пономарев и многие другие. Сейчас, когда мы заняли 3-е место по Союзу все учащиеся и сотрудники нашего училища горят желанием, чтобы и в дальнейшем учиться только на «хорошо» и «отлично». Коллектив училища приложит все силы для того, чтобы и впредь держать первенство в социалистическом соревновании».
В мирное послевоенное строительство училище продолжает набирать темпы. Из его стен вышло немало знатных выпускников, продолживших лучшие традиции и вписавших своим трудом новые светлые страницы в историю ПТУ, родного края.
С гордостью вспоминаем мы своих выпускников — больших тружеников, ветеранов нашего завода: орденоносцев Виталия Михайловича Шишова, Семена Семеновича Шаблева и Юрия Ильича Государева, ветерана Северного морского пароходства кавалера ордена Ленина Евгения Васильевича Сынчикова, бесстрашного моряка-полярника, участника исторического рейса ледокола «Георгий Седов» героя Советского Союза Николая Сергеевича Шарыпова и многих других. Трудовые биографии большинства из них отмечены высокими правительственными наградами.
Выпускница 1947 года Л.М. Серебрякова с удовольствием вспоминает о своем мастере производственного обучения Семене Петровиче Литвиненко, делившимся со своими воспитанниками премудростями слесарного дела.
Любовь Михайловна, в частности пишет: «Конечно я пошла на эту специальность, так как была плохая жизнь, голодное время. Но несмотря на это, мы проводили время весело. У нас была самодеятельность. Показывали в училище кинофильмы. Часто проводили танцы. А на занятиях изготовляли инструменты. Всем нам, помнится, присвоили высокий пятый разряд слесарей-инструментальщиков».
После войны в учебных мастерских началось производство сверлильных, трубогибных, строгательно-фуговальных СФ-4 и других станков. Непосредственным автором первого собственного станка, инициатором его внедрения в производство был Михаил Васильевич Бычихин. Этого замечательного человека, толкового и опытного мастера, всю жизнь посвятившего воспитанию подростков в нашем училище старожилы хорошо помнят до сих пор. Именно при нем интенсивно начинается развиваться станочный парк. На областных выставках изделий ремесленных училищ РУ-2 представляло до 9 разновидностей станочной продукции.
В 1950 году директором училища становится Михаил Павлович Полян, до того три года отработавший на должности заместителя директора по учебно-производственной работе. В это время резко возрастает контингент учащихся и в общей сложности достигает 1000 человек. Из наиболее значительных событий той поры следует упомянуть выполнение учащимися группы литейщиков во главе с мастером производственного обучения Александром Алексеевичем Поповым отлитие чугунных оград для училища, базового предприятия и городского парка у драмтеатра (сохранена до сих пор). В 1953 году котельщиком-судосборщиком 4-го разряда окончил училище ветеран «Красной Кузницы» Альберт Иванович Казунин.
В 1958 году училище из ремесленного было переименовано в техническое и перенумеровано в первое. К этому времени контингент учащихся составлял чуть более 500 человек. Началось производство шлифовально-заточных станков марки 332 — А. Об их популярности говорят адреса заказчиков: Корея, Вьетнам, Монголия, Ирак, многие крупные промышленные предприятия нашей страны. Вместе с тем, в производственных мастерских были освоены новые виды сложной продукции: фуговальный станок модели СФУ — 1, СФ — 25 — 1, лодочный двигатель внутреннего сгорания мощностью 1,5 лошадиных силы, вертикально-сверлильные станки модели 2118, попе-речно-строгательные станки «Шепинг». Неоднократно изделия училища отмечались высокими наградами Всесоюзной Выставки Достижения Народного Хозяйства в Москве.
В 1963 году на основании приказа Главного Управления ПТО и областного управления ПТО ТУ-1 переименовано в ГПТУ-9. Училище продолжало готовить кадры по тем же специальностям и одновременно стало готовить операторов постовой связи, телеграфистов, а с 1978 года — телефонистов международной связи.
30 ноября 1966 года стало знаменательной датой в истории училища. С того дня имя Героя Советского Союза Сергея Николаевича Орешкова нераздельно произносится при упоминании нашего учебного заведения. Именно тогда мы получили право называться именем одного из наших первых выпускников. Сергей Николаевич 19 августа 1943 года совершил героический подвиг, закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота — ценой своей жизни открыл дорогу к наступлению.
На период строительства нового учебного заведения с лета 1978 года ГПТУ-9 переименовано в ТУ-8.
Приказом областного управления ПТО №415 от 23 мая 1994 года профессионально-техническое училище №9 преобразовано в Морской Профессиональный лицей №9. На сегодняшний день в лицее обучается более 720 человек по следующим профессиям. На базе 9 классов: повар, кондитер, техник-технолог по приготовлению пищи, механик маломерного судна (матрос, моторист), судостроитель деревянных судов, судостроитель металлических судов. На базе 11 классов: повар, кондитер, технолог по приготовлению пищи, механик маломерного судна (матрос, моторист). С 2002 года наш лицей стал готовить судоводителей маломерного судна, спасателей РФ.
С 2008 года наше учебное заведение стало называться Архангельский техникум водных магистралей им С.Н. Орешкова.
Сегодня Архангельский техникум водных магистралей имени Героя Советского Союза С.Н. Орешкова — одно из самых авторитетных училищ Архангельска. У него богатые традиции, уходящие корнями в историю подготовки кадров соломбальских корабелов. О его растущей популярности говорит и конкурсный порядок отбора среди девятиклассников. Только за последние годы количество поступивших документов выросло почти в два раза. Важно и то, что основу абитуриентов составляют соломбальцы. Интерес к судоремонтным профессиям у них от отцов.
Сегодня мы называем цифру 21 тысяча. Примерно столько выпускников было подготовлено техникумом за все время существования. Основу составляют, конечно же, заводчане. Но и трудно назвать судно, приписанное Северному ордена Ленина морскому пароходству, на котором бы вам не встретился бывший «орешковец». Каждый год из стен училища выходили и выходят высококвалифицированные специалисты, отлично зарекомендовавшие себя в последующей трудовой деятельности.