История техникума

История Архангельского техникума водных магистралей имени Героя Советского Союза

Сергея Николаевича Орешкова

 

Дата рождения 6 ноября 1922 года. Время становления молодой советской республики, успевшей пережить грозовые годы интервенции и гражданской войны. В то же время это был знаменательный год создания Союза Советских Социалистических республик. Вполне закономерно, что именно тогда стали прорастать первые всходы системной подготовки квалифицированных рабочих кадров. В решениях XII съезда партии подчеркивалось: «Первостепенное значение не только для РКСМ, но и для всей партии и Советской власти при настоящих перспективах развития промышленности, приобретает всемерное развитие и укрепление школ фабрично заводского ученичества».

Ровесница Советского многонационального государства, школа морского заводского ученичества (АШМЗУ) была открыта при судоремонтном предприятии «Красная кузница». 4 января 1923 года корреспондент газеты «Волна» писал, что в школу приняты исключительно дети рабочих в возрасте от 14 до 16 лет после окончания общеобразовательной школы первой ступени.

Отрывки из воспоминаний Вячеслава Михайловича Елисеева, свидетеля тех далеких событий. Он был в числе 23 счастливчиков, принятых тогда в школу. Трудовой стаж Вячеслава Михайловича составляет в общей сложности 60 лет. В 13 лет учеником токаря пришел он на завод, на котором трудился его отец. После окончания АШМЗУ стал машинистом крана. Затем два года плавал на судах «Купала» и «Таймыр» кочегаром, машинистом, механиком. В 1930 году вернулся в АШМЗУ инструктором по токарному делу. За два года обучил этой специальности несколько десятков молодых рабочих. Потом возвратился мастером на завод, где и проработал до выхода на пенсию.

«Желающих учиться было гораздо больше. Отбор осуществляется в порядке сдачи вступительных экзаменов по русскому языку, математике и географии. При этом правом первоочередного зачисления пользовались дети непосредственно из семей заводчан. Запомнился организованный по этому случаю банкет: чай с сухарями и прочими неслыханными по тому голодному времени яствами, приготовленными для нас учителями. Для занятий каждому выдавали по лимиту: карандаш, два пера и ручку сроком на месяц. Писали на обычной грубой бумаге, которую тоже распределяли по установленным нормам. Мастерские находились в тесном деревянном сарае и располагали тогда двумя токарными, строгальными и сверлильными станками. Небольшое помещение отапливалось с двух сторон камельками.

По соседству с мастерскими — маленькая кузница на 4 горна. На практических занятиях мы ковали и обрабатывали молотки, плоскогубцы, угольники.

Получив, достаточный навык, в качестве контрольных работ изготовляли уже более сложные и точные, требующие повышенной квалификации, лекала. На старших курсах проходили практику в цехах завода: литейном, модельном, кузнечном, котельном и деревообделочном. Начиная, с третьего курса, получали доступ к ремонту судов. В перерывах между теоретическим и производственным обучением с 12 до 16 часов занимались в технологическом кружке. В конце учебы нас осталось 15 мальчишек. Все они стали отличными специалистами.

В памяти первых выпускников сохранились первые работники школы: ее первый директор Александр Вавилович Григорьев, ее первый заведующий Николай Кононович Виноградов, преподаватель русского языка и литературы Константин Михайлович Бурсин, мастер производственного обучения Алексей Кондратьевич Попов и преподаватель математики Евгений Павлович Голенищев, руководил школой с 1927 по 1930 годы.

С 1930 года в школе начали обучать будущих токарей, слесарей, судокорпусников (котельщиков), механизаторов порта и мотористов.

В Соломбале, в корабельной стороне, прошли детство и юность известного писателя Евгения Степановичи Коковина.

«Мой отец тоже был портовиком, — читаем мы в одном из ранних рассказов «Корабли моего детства», — Он служил в Дирекции маяков и лоций Белого моря. К старости, лишившись ноги, он ковылял на деревяшке и громко именовался смотрителем створных знаков в морской слободе Соломбале и на судоходном рукаве Северной Двины — Маймаксе, а проще был фонарщиком.

Отец гордился личным знакомством с Георгием Яковлевичем Седовым. Перед походом Седова к полюсу отец чинил на «Святом Фоке» паруса и ремонтировал шлюпки, и однажды, на досуге смастерил мне расчудесную полуаршинную поморскую шхуну. Это был мой первый корабль. Я совершал длительные рейсы в бассейне узенькой речки Соломбалки, вгустую забитой лодками, шлюпками и карбасами. У соломбальских ребятишек шхуна вызывала восхищение и зависть».

Доподлинно известно, что в 1929 году Е.С. Коковин, тогда ученик морской школы, написал для школьного рукописного литературного журнала «Эхо» небольшой рассказ о мальчугане — соломбальце, который покинул тайком родительский дом и поступил на пароход дальнего плавания. Рассказ понравился и товарищам Евгения Степановича, преподавателям школы. Они посоветовали юноше от­нести рассказ в редакцию местной газеты. На литературном собрании по об­суждению произведения присутствовал Аркадий Петрович Гайдар, работав­ший в то время в областной газете «Правда Севера». Это была первая встреча Коковина с Гайдаром. Именно по совету последнего появилась в последст­вии широко известная романтическая повесть «Детство в Соломбале», вторая часть которой получила название «Морская школа». Содержание ее как нель­зя лучше свидетельствует о необычайной престижности и высокой популяр­ности нашего учебного заведения среди местной молодежи уже в те годы.

«АШМЗУ явилась для меня и моих сверстников зарядкой на всю жизнь, прочной базой для всей последующей работы, — пишет в письме выпускник 1930 года М. П. Флейшман. — Потом я окончил в Ленинграде институт инже­неров водного транспорта и академию морского флота, но школу всегда вспоминал добрым словом. Она научила нас держать в руках ручник, зубило, напильник, что очень необходимо не только машинисту, но и старшему ме­ханику, которым я стал в 1946 году».

Ветеран войны, участник партизанского движения, коммунист Михаил Петрович Флейшман, большую часть своей жизни прожил в Ленинграде, снискал всеобщее уважение и почет у сотрудников Балтийского пароходства. Его отец с детских лет трудился слесарем на «Красной Кузнице» и сумел пе­редать любовь к рабочим профессиям своим сыновьям. Вместе с Михаилом Петровичем АШМЗУ закончил и его старший брат Сергей, а несколько лет спустя младший брат Дмитрий, оба они погибли во время Великой Отечест­венной Войны.

Потомственным корабелам хорошо известна династия Сидоровских, накрепко связавших свою жизнь с «Красной Кузницей». Замечательным тружениками были братья Борис, Петр, Евгений, прошедшие отличную про­летарскую выучку. Младший Евгений в 1930 году окончил АШМЗУ.

В 1932 году школа получила новую прописку. В тот же период резко возрастает контингент учащихся / до 800 человек/, расширяется профиль подготовки рабочих кадров. Вводятся учебные группы токарей, слесарей, ко­тельщиков / современных судокорпусников/, механизаторов порта, моторис­тов. «За 2,5 года учебы в АШМЗУ мы хорошо изучили судоремонт, токарное и слесарное дело, сварку, знание которых очень пригодились в последующей работе на морских судах», — вспоминает Глеб Николаевич Новгородцев, с от­личием закончивший школу в числе первого выпуска мотористов в 1932 го­ду. Он был организатором и капитаном созданной тогда футбольной и хок­кейной команды, успешно выступавшей в первенстве Соломбальского рай­она.

Среди почетных выпускников 1933 года: Сергей Николаевич Орешков — Герой Советского Союза, Владимир Александрович Полянский, Виктор Константинович Фро­лов, Павел Петрович Царев, Никита Михеевич Попов; 1934 года: Георгий Иванович Табанин, Павел Степанович Носницын, Александр Иванович Пав­ловский, Петр Михайлович Грязнухин; 1936 года: Петр Александрович Корытов

Николай Шарыпов – Герой Советского Союза, участник знаменитого дрейфа «Седова».

Славные строки вписаны в историю выпускником 1936 года ветераном пароходства Федор Васильевич Брилиным, участником легендарного рейса парохода «Смидович» в Испанию в 1937 году. Отвагой и храбростью отме­чена служба моряка на пароходе «Енисей» во время войны. Через восемь лет после ее окончания уже за мирный труд Федор Васильевич награждается ор­деном Ленина.

В 1937 году закончили курс обучения слесарному делу ветераны войны и труда Андрей Иванович Левачев и Алексей Егорович Рудаков, также имеющие на своем счету много заслуженных наград. Выпущен в 1938 году крановщиком портальных кранов Леонид Васильевич Скрипов, в 1939 году кузнецом Виктор Иванович Попов. Которые были участниками северных конвоев и имели на своем счету много правительственных наград.

«Зима 1939 — 1940 гг. была очень холодной, — вспоминал бывший уча­щийся группы слесарей-трубопроводчиков, окончивший школу с отличием в 1940 году, Павел Михайлович Чурносов, а мы упорно учились профессии и одновременно занимались военной подготовкой вечерами и в выходные дни». Воевал Павел Михайлович также «отлично». В июле 1944 года участ­вовал в окружении и уничтожении большой группировки противника на р. Березина в Белоруссии. В критический момент боя, когда в живых не оста­лось ни одного офицера, принял командование ротой на себя. Награжден ор­деном «Красной Звезды».

Время неумолимо. Редеют ряды наших выпускников — ветеранов. С ка­ждым годом их становится все меньше и меньше, а мы все острее ощущаем необходимость в них, живых, все бережнее относимся к ним, как к живым свидетелям и творцам нашей истории.

2 октября 1940 года — знаменательная дата в дальнейшей истории разви­тия профессионально-технического обучения. По решению советского пра­вительства создается государственная система профтехобразования. Главно­му управлению трудовых резервов предписывается организация развернутой сети ремесленных училищ с двухгодичным сроком обучения и установление контроля за учебным процессом в них.

Так Архангельская школа морского заводского ученичества (АШМЗУ) была реор­ганизована в ремесленное училище (РУ) № 2. По-прежнему в нем проводи­лась подготовка специалистов для судоремонтного завода «Красная Кузни­ца» и Северного морского пароходства: токарей-универсалов, кузнецов, фор­мовщиков-литейщиков, электромонтеров, слесарей-инструментальщиков, ко­тельщиков, модельщиков, судовых машинистов и мотористов. В отличие от школ ФЗУ, где большая часть программного времени отводилась изучению теоретического материала, в основу вновь созданных училищ было положено изучение профессий в неразрывной связи с общественно-полезным трудом. Значительно увеличилось количество часов для занятий производственной деятельностью. Учебные программы и планы строились таким образом, что­бы уже к концу первого года обучения учащиеся получали квалификацию 3-го разряда.

Первый после реорганизации выпуск пришелся на самую тяжелую пору Великой Отечественной войны.

3 июня 1942 года в составе новобранцев прямо с училищной скамьи ушел на фронт токарь Василий Никифорович Кривополенов: воевал в составе 214 воздушно-десантной бригады. Награжден орденами Славы и «Красной Звез­ды», медалью «За отвагу». Инвалидом 2-ой группы комиссован в тыл. На праздничном вечере по случаю 65-летия училища ветеран присутствовал в ка­честве почетного гостя.

Из того же «огненно­го» выпуска и Анатолий Васильевич Кузнецов.

Он всю жизнь храбро сражался в составе артиллерийского полка. Был ранен под Киевом, а после лечения продолжил освободительный путь от Эстонии до Берлина, оставив на колонне поверженного Рейхстага памятную надпись: «Мы из Соломбалы». Демобилизовавшись, вернулся в родное училище, где проработал около 25 лет. Свою трудовую биографию начал мастером произ­водственного обучения и окончил директором (1963 — 1969гг. и 1980 -1983гг.).

Федор Ильич Пономарев в 42-м, после окончания училища, судовым машинистом участвует в проводке грузовых караванов, связывающих Архан­гельск с западными союзниками. Затем воевал на 3-ем Белорусском фронте. Награжден орденом «Красное Звезды» и медалью «За отвагу». После ранения комиссован в тыл и посвятил себя воспитанию рабочего класса в системе профтехобразования.

Приведенные примеры характерны для многих выпускников того вре­мени. Только в перевозке военных грузов и конвоировании транспортников участвовало более сотни бывших учащихся.

Ну а те, кто оставался дома, не покладая рук работали над выполнением оборонных заказов: строили санные волокуши, аэросани, изготовляли пуле­метные станки, мины. Коллективом и учащимися было собрано 28967 рублей на постройку танковой колонны «Архангельский колхозник» и 6 тысяч руб­лей на эскадрилью самолетов «Комсомол Архангельска».

В военное время свыше шестисот учащихся Соломбальского РУ №2 ра­ботало над выполнением военных заказов на заводе «Красная Кузница», на Соломбальском машиностроительном заводе и в своих учебных мастерских. На военном производстве выделялась группа Григория Федоровича Уемлянина, которая за две недели выполнила оборонный заказ на «Красной Кузни­це», а в декабре 1942 года выполнила производственный план на 250%. Рабо­ту высшего класса сложности на капитальном ремонте корпуса выпарной станции Соломбальского сульфатно-целлюлозного завода выполнила группа Виталия Макаровича Елисеева.

Более трехсот учащихся ремесленного училища №2, будущих судовых машинистов СМП и Архморпути принимало участие в арктических рейсах и специальных перевозках из-за рубежа.

По свидетельству очевидцев, учащиеся вместе с мастерами производст­венного обучения Михаилом Васильевичем Бычихиным, Михаилом Алексан­дровичем Ивашевым и другими участвовали в ремонте 23 морских судов. Судосборщики и электрогазосварщики под руководством мастеров произ­водственного обучения С.Д. Головина и А.А. Жданова работали на строи­тельстве металлических морских барж. Группа мастеров производственного обучения Геннадия Федоровича Уемлянина изготовляла аэросани для Ка­рельского фронта. Учащиеся Григорий Михайлов, Александр Иванов, Анд­рей Ипатов, Василий Колпаков и их ровесники не только выполняли, но не­редко и вдвое перевыполняли производственные нормативы. Особое мастер­ство и трудовой патриотизм были проявлены учащимися при ремонте броне­носца «Карл Либкнехт». Юные токари с мастерами производственного обу­чения Александрой Ивановной Клюевой и Леонидом Васильевичем Кочубеевым в две смены обслуживали минный поток. И здесь отличились наши воспитанники Александр Шаров, Николай Кудряшов и другие.

Любопытной представляется заметка «Передовая группа», написанная инструктором обкома ВЛКСМ

Т. Толчановой и опубликованная в областной газете «Правда Севера» 3 июля 1942 года:

«В ремесленном училище №2 состоялась очередная проверка выполнения социалистических обязательств. Впереди идет группа, где мастером т. Ко­чубеев. Несколько дней назад молодежь, изучив теорию, стала к станкам. Мастерская и станки были в запущенном состоянии. Учащиеся своими си­лами исправили все неполадки. Заказ, выполненный учащимися, имеет важное значение. Вот почему они работают с особым прилежанием, борясь за вы­сокие темпы и отличное качество продукции. Сергеева соревнуется с Долгановой. Обе девушки дают по две нормы. Кипреева, Дудоладов, Ершов нормы выполняют на 150- 200 процентов.

Половина учащихся группы — отличники. Впереди других идет группа по военной подготовке».

В 1942 году в адрес училища поступила правительственная телеграмма за подписью И.В. Сталина со словами благодарности за участие в сборе теп­лых вещей для фронта. О нелегкой доле, выпавшей на молодые неокрепшие плечи, вспоминали на своей встрече в ноябре 1987 года выпускники тех лет Виктор Борисович Шестаков, Эмилия Германовна Теплова, Татьяна Василь­евна Федулова, Татьяна Васильевна Тархова, Татьяна Борисовна Игнатенко и Тимофей Андреевич Шананин.

Участники северных конвоев называли «Холодными коридорами ада» кратчайший северный маршрут в СССР поставок союзников. Сыплющиеся из облаков бомбы и пузырьковый след торпеды из морской пучины были лишь внешними атрибутами войны на море. Ужаснее были постоянная бли­зость и ожидание крадущейся смерти. Смертью грозил даже спасительный от атак шторм. Не раз ураганные ветры и волны Атлантики скручивали, как фольгу, палубу и надстройки. А корпус кораблей разламывал на части. И не дай Бог, было оказаться в воде, температура которой едва колебалась возле точки замерзания. Десять минут пребывания в ней не оставляли никакой на­дежды на спасение. Постоянное напряжение истощало, доводило до исступ­ления, порой лишало рассудка. «А что может быть страшнее для человека?» Многие выпускники АТВМ были участниками Северных конвоев, героической страницы в истории нашей страны.

Среди них Полянский Владимир Александрович, который 1933 году закончил наше училище по специальностям машинист, слесарь-судоремонтник, кузнец, су­досборщик, токарь.

Александров Александр Александрович после окончания нашего училища закончил Архангельский морской техникум и в годы войны работал на заводе «Красная Кузница» на­чальником корпусно-котельного цеха. Завод всю войну находился на воен­ном положении, все работники считались военнослужащими. Завод выпускал снаряды, аэросани, мины, морские пушки. Одной из главных задач завода был ремонт судов, поврежденных при проводке в конвоях. Ремонтировали двигатели, корпуса судов. Завод «Красная Кузница» ухитрялся неоднократно ремонтировать суда типа «Liberti», которые считались одноразовыми. После ремонта эти суда снова и снова уходили в море.

Новгородцев Глеб Николаевич

Анатолий Васильевич Сидоровский

За годы войны училищем подготовлено 1200 специалистов для «Крас­ной Кузницы» и пароходства. Изготовлено в учебных мастерских руками учащихся продукции в общей сложности на 420 тысяч рублей. 600 учащихся приняли непосредственное участие в боевых операциях.

В самую лихую и горячую пору, в 1943-м, директором училища назна­чается Петр Иванович Ефремов. С приходом этого, молодого в то время, инициативного руководителя много изменилось. При нем училище выдвига­ется на первый план, завоевывая призовые места во Всесоюзном социалисти­ческом соревновании. Об этом рассказывала и публикация в газете «Красная Кузница» от 17 мая 1946 года:

«Ремесленное училище №2 — передовое в Союзе. Включаясь во Всесоюз­ное соревнование, коллектив учащихся и сотрудников РУ-2 решил добиться первенства в соревновании и выйти в число передовых училищ.

Прошел первый квартал 1946 года, и результаты работы налицо. При подведении итогов социалистического соревнования коллегия Главного Управления государственных резервов и ЦК ВКЛСМ присудили коллективу РУ-2 третью премию Союза ремесленных училищ и школ ФЗО. Этого по­четного места нам удалось добиться путем повседневной, кропотливой и настойчивой работы всего коллектива училища. Победителями в социали­стическом соревновании между учебными группами вышла 1-ая машинная группа во главе мастера тов. Ивашева, старосты Гусева и комсорга тов. Глуцева. Хороших результатов в учебе добилась 2-ая машинная группа — мастер тов. Бычихин М.В., староста тов. Сухоруков и комсорг тов. Ленин. Вместе с этим мы имеем ряд отличников учебы — Гусев. А. Сухоруков, Фро­лов, В. Полудницина, Е. Витушкина, М. Иванова, Сухнев, И. Пономарев и многие другие. Сейчас, когда мы заняли 3-е место по Союзу все учащиеся и сотрудники нашего училища горят желанием, чтобы и в дальнейшем учить­ся только на «хорошо» и «отлично». Коллектив училища приложит все силы для того, чтобы и впредь держать первенство в социалистическом сорев­новании».

В мирное послевоенное строительство училище продолжает набирать темпы. Из его стен вышло немало знатных выпускников, продолживших лучшие традиции и вписавших своим трудом новые светлые страницы в ис­торию ПТУ, родного края.

С гордостью вспоминаем мы своих выпускников — больших тружеников, ветеранов нашего завода: орденоносцев Виталия Михайловича Шишова, Се­мена Семеновича Шаблева и Юрия Ильича Государева, ветерана Северного морского пароходства кавалера ордена Ленина Евгения Васильевича Сынчикова, бесстрашного моряка-полярника, участника исторического рейса ледо­кола «Георгий Седов» героя Советского Союза Николая Сергеевича Шары­пова и многих других. Трудовые биографии большинства из них отмечены высокими правительственными наградами.

Выпускница 1947 года Л.М. Серебрякова с удовольствием вспоминает о своем мастере производственного обучения Семене Петровиче Литвиненко, делившимся со своими воспитанниками премудростями слесарного дела.

Любовь Михайловна, в частности пишет: «Конечно я пошла на эту специаль­ность, так как была плохая жизнь, голодное время. Но несмотря на это, мы проводили время весело. У нас была самодеятельность. Показывали в учи­лище кинофильмы. Часто проводили танцы. А на занятиях изготовляли инструменты. Всем нам, помнится, присвои­ли высокий пятый разряд слесарей-инструментальщиков».

После войны в учебных мастерских началось производство сверлиль­ных, трубогибных, строгательно-фуговальных СФ-4 и других станков. Непо­средственным автором первого собственного станка, инициатором его вне­дрения в производство был Михаил Васильевич Бычихин. Этого замечатель­ного человека, толкового и опытного мастера, всю жизнь посвятившего вос­питанию подростков в нашем училище старожилы хорошо помнят до сих пор. Именно при нем интенсивно начинается развиваться станочный парк. На областных выставках изделий ремесленных училищ РУ-2 представляло до 9 разновидностей станочной продукции.

В 1950 году директором училища становится Михаил Павлович Полян, до того три года отработавший на должности заместителя директора по учебно-производственной работе. В это время резко возрастает контингент учащихся и в общей сложности достигает 1000 человек. Из наиболее значи­тельных событий той поры следует упомянуть выполнение учащимися груп­пы литейщиков во главе с мастером производственного обучения Алексан­дром Алексеевичем Поповым отлитие чугунных оград для училища, базового предприятия и городского парка у драмтеатра (сохранена до сих пор). В 1953 году котельщиком-судосборщиком 4-го разряда окончил училище ветеран «Красной Кузницы» Альберт Иванович Казунин.

В 1958 году училище из ремесленного было переименовано в техниче­ское и перенумеровано в первое. К этому времени контингент учащихся со­ставлял чуть более 500 человек. Началось производство шлифовально-заточных станков марки 332 — А. Об их популярности говорят адреса заказ­чиков: Корея, Вьетнам, Монголия, Ирак, многие крупные промышленные предприятия нашей страны. Вместе с тем, в производственных мастерских были освоены новые виды сложной продукции: фуговальный станок модели СФУ — 1, СФ — 25 — 1, лодочный двигатель внутреннего сгорания мощностью 1,5 лошадиных силы, вертикально-сверлильные станки модели 2118, попе-речно-строгательные станки «Шепинг». Неоднократно изделия училища от­мечались высокими наградами Всесоюзной Выставки Достижения Народно­го Хозяйства в Москве.

В 1963 году на основании приказа Главного Управления ПТО и област­ного управления ПТО ТУ-1 переименовано в ГПТУ-9. Училище продолжало готовить кадры по тем же специальностям и одновременно стало готовить операторов постовой связи, телеграфистов, а с 1978 года — телефонистов ме­ждународной связи.

30 ноября 1966 года стало знаменательной датой в истории училища. С того дня имя Героя Советского Союза Сергея Николаевича Орешкова нераз­дельно произносится при упоминании нашего учебного заведения. Именно тогда мы получили право называться именем одного из наших первых выпу­скников. Сергей Николаевич 19 августа 1943 года совершил героический подвиг, закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота — ценой своей жиз­ни открыл дорогу к наступлению.

На период строительства нового учебного заведения с лета 1978 года ГПТУ-9 переименовано в ТУ-8.

Приказом областного управления ПТО №415 от 23 мая 1994 года про­фессионально-техническое училище №9 преобразовано в Морской Профес­сиональный лицей №9. На сегодняшний день в лицее обучается более 720 человек по следующим профессиям. На базе 9 классов: повар, кондитер, тех­ник-технолог по приготовлению пищи, механик маломерного судна (матрос, моторист), судостроитель деревянных судов, судостроитель металлических судов. На базе 11 классов: повар, кондитер, технолог по приготовлению пи­щи, механик маломерного судна (матрос, моторист). С 2002 года наш лицей стал готовить судоводителей маломерного судна, спасателей РФ.

С 2008 года наше учебное заведение стало называться Архангельский техникум водных магистралей им С.Н. Орешкова.

Сегодня Архангельский техникум водных магистралей имени Героя Советского Союза С.Н. Орешкова — одно из самых авторитетных училищ Архангельска. У него богатые традиции, уходящие корнями в историю подготовки кадров соломбальских корабелов. О его растущей популярности говорит и конкурсный порядок отбора среди девятиклассников. Только за последние годы количество поступивших доку­ментов выросло почти в два раза. Важно и то, что основу абитуриентов со­ставляют соломбальцы. Интерес к судоремонтным профессиям у них от от­цов.

Сегодня мы называем цифру 21 тысяча. Примерно столько выпускников было подготовлено техникумом за все время существования. Основу состав­ляют, конечно же, заводчане. Но и трудно назвать судно, приписанное Се­верному ордена Ленина морскому пароходству, на котором бы вам не встре­тился бывший «орешковец». Каждый год из стен училища выходили и выхо­дят высококвалифицированные специалисты, отлично зарекомендовавшие себя в последующей трудовой деятельности.

Похоже, у вас выключено исполнение JavaScript. Возможно, некоторый функционал сайта будет недоступен.

Настройки сайта